B2. Второй сертификационный уровень | Печать |
( 75 проголосовавших )
Оценка пользователей: / 75
ПлохоОтлично 
Уровни - Уровни РКИ

Уровни РКИ

Второй сертификационный уровень (B2)

 

Содержание коммуникативно-речевой компетенции

1. Интенции. Ситуации и темы общения

1.1. При решении коммуникативных задач в рамках данного уровня учащийся должен уметь вербально реализовывать не только простые, но и сложные интенции, а также блоки речевых интенций, которые моделируют собственно коммуникативный процесс, регулируют поведение и взаимодействие коммуникантов, выражают их оценочные позиции:

а) контактоустанавливающие интенции

•   вступать в коммуникацию,
•   инициировать беседу,
•   поддерживать беседу,
•   изменять тему (направление) беседы,
•   завершать беседу адекватно ситуации общения;
•   приветствовать,
•   привлекать внимание,
•   представляться,
•   представлять кого-либо,
•   прощаться в соответствии с социальными ролями собеседников;
•   благодарить,
•   извиняться,
•   поздравлять,
•   соболезновать,
•   желать удачи,
•   приглашать
в соответствии с правилами речевого этикета;

б) регулирующие интенции

•   побуждать собеседника к совершению действия:

•   выражать просьбу, совет,
•   предложение,
•   пожелание,
•   требование,
•   приказ,
•   указание;

•   реагировать на побуждение:

•   выражать согласие/несогласие,
•   разрешать,
•   запрещать,
•   возражать,
•   сомневаться,
•   обещать,
•   заверять,
•   давать гарантии,
•   обнадеживать;

в) информативные интенции

•   запрашивать

•   о событиях и фактах,
•   об  условиях,
•   целях,
•   причинах
•   следствиях;
•   о возможности,
•   вероятности,
•   необходимости;

•   а также

•   дополнять,
•   выяснять,
•   уточнять,
•   расспрашивать,
•   объяснять и др.

г) оценочные интенции

•   высказывать желание,

•   высказывать желание,
•   потребность,
•   намерение,
•   предпочтение,
•   мнение,
•   предположение,
•   осведомленность;

•   выражать и выяснять морально-этическую оценку:

•   одобрять,
•   осуждать,
•   хвалить,
•   упрекать,
•   порицать;

•   выражать и выяснять социально-правовую оценку:

•   оправдывать,
•   защищать,
•   обвинять;

•   выражать и выяснять рациональную оценку:

•   сравнивать

•   со  стандартом,
•    нормой,

•   оценивать

•    целесообразность,
•    эффективность,
•    возможность/невозможность,
•    истинность,
•    вероятность/маловероятность и т.д.;

•   выражать и выяснять эмоциональную оценку:
•   высказывать предпочтение,
•   удовольствие/неудовольствие,
•   удивление,
•   любопытство,
•   равнодушие,
•   восхищение,
•   разочарование,
•   раздражение,
•   безразличие,
•   расположение/нерасположение,
•   заинтересованность,
•   страх,
•   обеспокоенность,
•   опасение,
•   надежду.


1.2. Учащийся должен уметь ориентироваться и реализовывать свои коммуникативные намерения адекватно своему социальному статусу в следующих социально и психологически значимых ситуациях общения (причем как в ситуации нахождения в указанных пунктах, так и в ситуации обсуждения происходящих там событий):
• в социально-бытовой сфере — при обеспечении личных потребностей — в банке, в поликлинике, в страховой компании, в ресторане, в транспорте и т.д.;
• в социально-культурной сфере — при удовлетворении своих эстетических и познавательных потребностей — в театре, в кино, в клубе, на выставке, в музее и в библиотеке;
• в официально-деловой сфере — при решении социально-правовых вопросов в администрации, налоговой инспекции, в ГАИ, в банке и т.д.

 

1.3. Учащийся должен уметь осуществлять речевое общение в устной и письменной формах в рамках актуальной для данного уровня тематики, которая представляет собой три тематических круга, выделенных по характеру участия в них говорящего:

1-ый круг тем актуален для говорящего как личности

•   "Человек и его личная жизнь",
•   "Семья",
•   "Работа",
•   "Отдых",
•   "Мужчина и женщина",
•   "Родители и дети",
•   "Путешествия",
•   "Свободное время",
•   "Увлечения".

2-ой круг тем имеет социально-культурный характер

•   "Человек и общество"
•   "Человек и политика"
•   "Человек и экономика"
•   "Человек и наука"
•   "Человек и искусство".

3-ий круг тем связан с общегуманистической проблематикой

•   "Человек и природа"
•   "Земля - наш общий дом"
•   "Духовное развитие человечества"
•   "Человек и освоение космического пространства".
 

2. Требования к речевым умениям

2.1.Аудирование

Учащийся должен уметь:
• понимать на слух содержание законченного по  смыслу аудиотекста, в котором используются в основном эксплицитные способы выражения содержания, а допустимые имплицитные формы отличаются высокой частотностью и стандартностью моделей продуцирования смысла;
• достигать необходимых уровней понимания в различных сферах и ситуациях общения в соответствии с заданными параметрами социальных и поведенческих характеристик общения;
• понимать основное тематическое содержание, а также наиболее функционально значимую смысловую информацию, отражающую намерения говорящего;
• понимать семантику отдельных фрагментов текста и ключевых единиц, определяющих особенности развития тематического содержания;
• понимать основные социально-поведенческие характеристики говорящего;
• понимать основные цели и мотивы говорящего, характер его отношения к предмету речи и реципиенту, выраженные в аудиотексте эксплицитно.

Аудирование монологической речи:

Тематика текста актуальна для социально-бытовой, официально-деловой и социально- культурной сфер общения
Тип текста монолог описательно-повествовательного характера с эксплицитно выраженной оценкой; информационные мини-монологи оперативно- фактического характера
Объем текста  30-250 слов
Количество незнакомых слов до  10%
Тема речи  естественный (220-250 и выше слогов в минуту)
Количество предъявлений 1


Аудирование диалогической речи:

Тематика текста актуальна для социально-бытовой и социально-культурной сфер общения
Тип текста диалог воздействующего характера
Объем текста 250-300 слов (10-40 реплик)
Количество незнакомых слов до  10%
Тема речи естественный (220-250 и выше слогов в минуту)
Количество предъявлений 1

2.2. Чтение

Учащийся должен уметь:
• извлекать из текста фактическую информацию, выделять основную и второстепенную информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора;
• извлекать информацию о содержании текста в целом, определять тему и идею, а также представлять логическую схему развертывания  текста;
• при чтении художественной литературы следить за ходом событий, изложенных в тексте, квалифицировать способ сообщения, определять сопричастность автора событию, выражать отношение к прочитанному.

Вид чтения просмотрово-поисковое чтение с общим охватом содержания, изучающее (в комбинаторике)
Тип текста текст описательного и повествовательного характера с элементами рассуждения и эксплицитно выраженной авторской оценкой; художественный текст повествовательного характера
Тематика  текста актуальна для социально-культурной, официально-деловой сфер общения
Объем текста 300 - 600 слов
Количество незнакомых слов до  10%
Скорость чтения при изучающем чтении - 50 слов в минуту; при чтении с общим охватом содержания - 200-220 слов в минуту; при просмот-рово- поисковом чтении - 450-500 слов в минуту

2.3. Письмо

Учащийся должен уметь:
• репродуцировать письменный и аудиотексты, демонстрируя умение выделять основную информацию, производить компрессию путем исключения второстепенной информации;
• продуцировать письменный текст, относящийся к официально-деловой сфере общения (заявление, объяснительная записка, доверенность, рекомендация и т.д.);
• осуществлять дистантное письменное общение, вести записи на основе увиденного и прочитанного с элементами количественной и качественной характеристики, оценки, с использованием типизированных композиционных компонентов (введение, развертывание темы, заключение).

Объем продуцируемого текста в зависимости от  типа задания
Тип продуцируемого текста тексты официально-делового характера; официальное и неофициальное письмо описательно-повествовательного типа с элементами рассуждения
Тип предъявляемого текста аудиотекст информационного характера с элементами оценки; письменный текст описательно-повествовательного характера с элементами рассуждения
Тематика текста актуальна для социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сфер общения
Объем предъявляемого текста 180-250 слов
Количество незнакомых слов до  10%
Количество предъявлений аудиотекст — 1


Письменные тексты должны быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка.

2.4. Говорение

Учащийся должен уметь:
• достигать достигать определенных целей коммуникации в различных сферах общения с учетом социальных и поведенческих ролей в диалогической и монологической формах речи;
• организовывать речь в форме диалога, быть инициатором диалога-расспроса, используя развитую тактику речевого общения (начинать и заканчивать разговор в ситуациях различной степени сложности, вербально выражать коммуникативную задачу, уточнять детали сообщения собеседника);
• продуцировать монологические высказывания, содержащие: описание конкретных и абстрактных объектов; повествование об  актуальных для говорящего событиях во всех видо-временных планах; рассуждения на актуальные для говорящего темы, содержащие выражение мнения, аргументацию с элементами оценки, выводы;
• достигать цели коммуникации в ситуации свободной беседы, где роль инициатора общения принадлежит собеседнику и где необходимо умение реализовать тактику речевого поведения, характерную для неподготовленного общения в рамках свободной беседы (преимущественно на социально-культурные темы).

Монологическая речь:

Тип текста монолог описательно-повествовательного характера с элементами рассуждения
Тематика  текста актуальна для социально-культурной сферы общения
Время звучания монолога 3—5 мин
Объем продуцируемого текста в зависимости от  типа задания


Диалогическая речь:

Тип текста диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями
Тематика  текста актуальна для социально-бытовой, социально-культурной и официально-деловой сфер общения
Время беседы от  3 до  5 мин. (до 10 мин. в тесте-интервью)
Объем продуцируемого текста от  4 до  10 и более предложений в зависимости от  задания

 

 

 

 

 


Похожие статьи:
Раньше: