Иностранные студенты часто не различают смычные фонемы [п] и [б]. С одной стороны, это может происходить из-за особенностей системы родного языка или ранее изученных языков. Например, в арабском языке нет [п], поэтому мои ученики из Сирии могут сказать «баба» вместо «папа», «борт» вместо «порт».
С другой стороны, фонетический контекст согласных [п] и [б] в русском языке не всегда оказывается благоприятным для дифференциации и постановки этих звуков. В частности, вместо [п] в словах папа, опыт, сапог часто произносят [б], т.к. интервокальная позиция перед безударным гласным провоцирует произнесение звонкого согласного.
Звуки [п] и [б]– губно-губные смычные взрывные шумные согласные. Образуются смыканием нижней губы с верхней. Под напором воздушной струи смычка разрывается взрывом. Звук [п] – глухой, [б] – звонкий.
Когда студенты не различают [п] и [б], они могут произносить неполнозвонкий согласный. Если этот согласный произносится на месте [п], то он воспринимается носителями русского языка как звонкий. И наоборот, если его произносят на месте [б], то он воспринимается как глухой.
В позиции начала слова перед ударным гласным согласный [п], как всякий русский глухой звук, выступает полностью глухим. Поэтому студентам проще всего воспринимать и имитировать звук [п] в таких словах: пол, пыл, путь, парк.
Упражнения на дифференциацию [п]-[б]
На этой странице вы найдете упражнения в виде наглядного материала и аудиозапись с ними.
На этой странице находится наглядный материал «Словосочетания со звуком [б]».
В работе вам также пригодятся скороговорки со звуком [п] и скороговорки со звуком [б].
При копировании материала не забудьте поставить ссылку на http://www.urya.ru!
Отзывы о статье
Отзывов нет, ваш будет первым