Загрузите!
Загрузите

Звуки [п] и [б]

Звуки [п] и [б]
Проголосовали: 0

Иностранные студенты часто не различают смычные фонемы [п] и [б]. С одной стороны, это может происходить из-за особенностей системы родного языка или ранее изученных языков. Например, в арабском языке нет [п], поэтому мои ученики из Сирии могут сказать «баба» вместо «папа», «борт» вместо «порт».

С другой стороны, фонетический контекст согласных [п] и [б] в русском языке не всегда оказывается благоприятным для дифференциации и постановки этих звуков. В частности, вместо [п] в словах папа, опыт, сапог часто произносят [б], т.к. интервокальная позиция перед безударным гласным провоцирует произнесение звонкого согласного. 

Звуки [п] и [б]– губно-губные смычные взрывные шумные согласные. Образуются смыканием нижней губы с верхней. Под напором воздушной струи смычка разрывается взрывом. Звук [п] – глухой, [б] – звонкий.

Как произносится согласный [п] 
1. Губы — место образования характерного шума у согласного [п]. Мускулы сомкнутых губ посередине напряжены сильнее, чем по бокам. Губы слегка собраны. Активной является нижняя губа, верхняя прижимается к нижней. 
2. Язык отодвигается назад, и задняя часть спинки приподнимается к мягкому нёбу. Это придает согласному огласовку на «ы». 
3. Мягкое нёбо поднято. 
4. Голосовые связки расслаблены, разведены и не создают вибрации, т.е. не дают голоса.

Как произносится согласный [б] 
1. Сомкнутые губы менее напряжены, чем при [п].
2. Положение языка существенно не отличается по сравнению с произнесением [п]. Язык так же, как и при [п], отодвинут назад и приподнят к мягкому небу. Поэтому [б], произнесенный изолированно, имеет «ы»-огласовку. 
3. Мягкое нёбо приподнято.
4. При произнесении [б] голосовые связки сведены, напряжены и создают вибрацию, периодически раздвигаясь и смыкаясь, т.е. дают голос.
Обратите внимание, что глухие и звонкие согласные различаются не только наличием или отсутствием голоса, но и неодинаковой степенью напряженности голосовых связок и напора воздушной струи. 

Когда студенты не различают [п] и [б], они могут произносить неполнозвонкий согласный. Если этот согласный произносится на месте [п], то он воспринимается носителями русского языка как звонкий. И наоборот, если его произносят на месте [б], то он воспринимается как глухой.

Упражнение для перевода глухого согласного в звонкий:
— Напряженно смыкать и размыкать губы в момент произнесения гласного [а]. В результате произносится слог [ба].

Упражнения для произнесения глухого согласного:
— Энергично смыкать и размыкать губы, выдыхая воздух. Внимание студентов сосредоточивается только на работе губ и отвлекается от произнесения звука как такового.
— Энергично размыкая губы, произнести гласный [а]. В результате должен быть произнесен слог [па]. Найденную энергичную губную артикуляцию следует закрепить в сочетании с другими гласными: пэ, пы, по, пу. 

В позиции начала слова перед ударным гласным согласный [п], как всякий русский глухой звук, выступает полностью глухим. Поэтому студентам проще всего воспринимать и имитировать звук [п] в таких словах: пол, пыл, путь, парк. 

Упражнения на дифференциацию [п]-[б]

Па-по-пу-пэ-пы-пи, ба-бо-бу-бэ-бы-би
Пя-пё-пю-пе, бя-бё-бю-бе
Ба-бя-бья, бо-бё-бьё, бу-бю-бью, бэ-бе-бье, бы-би-бьи
Па-пя-пья, по-пё-пьё, пу-пю-пью, пэ-пе-пье, пы-пи-пьи
Ба-ба-ба-ба-бап, бо-бо-бо-бо-боп, бу-бу-бу-бу-буп, бэ-бэ-бэ-бэ-бэп, бы-бы-бы-бы-бып, би-би-би-би-бип
Бап-боп-бап-боп-бап-боп-бап-боп
Пабба-поббо-пуббу-пэббэ-пыббы-пибби, баппа-боппо-буппу-бэппэ-быппы-биппи

На этой странице вы найдете упражнения в виде наглядного материала и аудиозапись с ними.

На этой странице находится наглядный материал «Словосочетания со звуком [б]».

В работе вам также пригодятся скороговорки со звуком [п] и скороговорки со звуком [б].

При копировании материала не забудьте поставить ссылку на  http://www.urya.ru!

Отзывы о статье

    Отзывов нет, ваш будет первым

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять отзывы.
наверх